НА ГЛАВНУЮ   О НАС || ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ || ПРЕДЛОЖЕНИЯ || ПАРТНЁРЫ Написать письмо Поставить закладку
ВЛАДИМИР ВОЛОГДА ИВАНОВО КОСТРОМА МОСКВА ТВЕРЬ ЯРОСЛАВЛЬ
 
НАШИ ИЗДАНИЯ
ГАЗЕТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

 

НАШ БАННЕР
Межрегиональная государственная программа «Золотое кольцо Руси»
Разместите его на своих страницах! HTML-код здесь.

 

 

 
ЖУРНАЛ || ГАЗЕТА || ТВ/РАДИО
 
   О ТВЕРСКИХ УМЕЛЬЦАХ  
 

Народное искусство тверской земли, ее художественные промыслы – самобытный и живительный ручеек, впадающий в полноводное русло современной художественной культуры России.
В нашем крае прекрасные леса, замечательные озера и красивые живописные дали. Такие красоты не могли не отразиться на характере художественных промыслов местных крестьян и горожан. В Тверской губернии испокон веков процветали резьба и роспись по дереву, гончарные, керамические кустарные производства, ведновская филейная вышивка и знаменитое не только по всей России, но и по всему миру торжокское шитье золотом и серебром.

Изделия тверских мастеров художественных промыслов высоко ценились в России и за рубежом. Немало наград, в том числе золотых и серебряных медалей, завоевано ими на всемирных выставках, немало почета принесли они Тверской губернии. В наши дни произведения традиционного тверского народного искусства по-прежнему пленяют своей красотой, оригинальностью и поразительной фантазией.
"И веют древними поверьями..."

Загадочен орнамент тверской вышивки. Вышивка долгое время служила главным украшением крестьянского быта. Перед праздником тверские женщины убирали кровати нарядными вышитыми покрывалами и двумя-тремя ажурными подзорами. Длинными же вышитыми подзорами завешивались полати. Стол покрывался вышитой льняной скатертью. Красный угол обрамлялся яркими, расшитыми полотенцами. Узорочьем украшали рубахи, сарафаны, передники, головные уборы.
В ее старинных образцах немало сюжетов, навеянных древними поверьями. По мере того как предания и легенды забывались, прежние знаки и символы – женская фигура, дерево, птица – становились все реалистичнее и нередко вводились в обычные бытовые сцены из окружающей жизни. Дочь, переняв рисунок у матери, продолжала вышивать ту же традиционную солнечную ладью, хотя и называла ее теперь просто "рыбиной" Элементы старинного орнамента, теряя свой смысл, получали в обиходе новые, понятные крестьянам названия: "куколка", "петушок". Дракона именовали "раком", а двухголового коня – "остолоповским".

По характеру вышивки, сложившемуся в минувших столетиях, можно даже с определенной степенью точности сказать, из какого она уезда. Так, шитый шерстью и шелком ржевский орнамент отличается яркостью и многоцветием. Вышивка Бежецка выделяется изяществом и воздушностью одноцветного шитья тонкой "косой штопкой". У весьегонской многоцветной "стлани" фигуры орнамента оконтурены тонкими малиновыми, зелеными, оранжевыми, фиолетовыми линиями. Нередко даже в волостях имелся свой почерк, неповторимый узор.
Одним из центров вышивального промысла было село Ведное, что раскинулось в сорока километрах от Твери. Изысканный узор прозрачной ведновской строчки приводил в восхищение настоящих ценителей этого рукоделия. Вышивали здесь на тончайшем льняном полотне простыми белыми нитками. Так рождались сложнейшие композиции – цветочный хоровод, морозное кружево на стекле, как некое слияние воздушности, чистоты и изящества.

Городом крахмала и кружев называли в старину Калязин, граничащий с Ярославской областью. Было время, когда возами уходил отсюда продукт, без которого киселя не сваришь. Но не менее известным было и кружевоплетение. Славилось оно далеко за пределами Тверской губернии. 

По преданию, все началось с пребывания в 1654 году в Калязинском Троицком монастыре царицы Марии Ильиничны Милославской, бежавшей туда из Москвы от эпидемии чумы. Она приехала со слугами и мастерицами, обученными плести кружева из золотой и серебряной нити. Ими обшивали одежду и головные уборы, церковные одеяния. Они хорошо сочетались с парчой и тяжелым шелком.

Пришедшее на смену кружево из шелковой, льняной, хлопчатобумажной нити было намного дешевле. Спрос резко увеличился. Началось нечто наподобие "кружевной лихорадки" по всей стране, в том числе и в Тверской губернии.

В Калязине промыслом занималось до половины женщин мещанского сословия. Девочек начинали обучать этому искусству с 7-8 лет. 11-летние мастерицы выплетали в день до четырех вершков "шторного" кружева и зарабатывали не только на хлеб, но начинали копить на приданое.

Одна из отличительных особенностей старинного калязинского сцепного кружева заключается в том, что здесь почти полностью отсутствует "решетка". Узкая полоска извивается по кружевному полю, сочетаясь с ажурной цепочкой круглых просветов. Так создается изысканный рисунок, воздушный и полупрозрачный.

Бережно хранит и умело развивает традиции прошлого предприятие с красивым названием "Тверские узоры". Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки. Многие творческие работы, изготовленные на предприятии, являются экспонатами музеев, выставок, на которых им присуждались призовые места и дипломы.

Золотая нить памяти

На живописных берегах реки Тверцы более 1000 лет стоит город Торжок. Более семисот ремесленных цехов существовало в Торжке в 18 веке. Среди них числились башмачники, каменщики, кузнецы, речные судостроители. Однако подлинную славу родному городу принесло неувядаемое в столетиях искусство золотого шитья.
С 13 века существует в Торжке художественный промысел – золотое шитье, один из видов русской вышивки, получивший широкое развитие в 18 веке. Золотой вышивкой щедро украшали одежду, обувь, предметы культового назначения и убранства интерьеров.
Золотая нить, послушная руке вышивальщицы – прозрачная нить памяти, традиции, культуры, ведущая в глубь столетий. Сохраняя и продолжая лучшие традиции золотого искусства, созданная в начале века золотошвейная артель выросла в современное предприятие АО "Торжокские золотошвеи". Золотое шитье исполняется позолоченными и серебряными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах.

Уникальные произведения Торжокских мастериц известны далеко за пределами Тверской земли. Ими любовались посетители Всесоюзных и Международных ярмарок, выставок во многих городах мира. Золотошвейные изделия, представленные на Международной выставке в Брюсселе были отмечены дипломом и золотой медалью.

Не просто глина

Много веков служат людям изделия из глины, одного из самых древних материалов, освоенных человеком. Еще сто лет назад гончарный промысел в Тверской области был развит повсеместно. В Новоторжском уезде двумя гончарами выпускалась «золотая» керамика, когда-то хорошо известная даже за пределами Тверской губернии. Известно, что она пользовалась огромным спросом на ярмарках и базарах в Торжке, Осташихе, Вышнем Волочке, Толмачах и других населенных пунктах. Сегодня секрет такой керамики утерян, так как гончары его никому не передали. Глины были местными, а удивительный золотой оттенок был присущ подглазурному слою. Керамика светло-зеленой расцветки производилась в деревнях Черная Грязь и Чернятка Вышневолоцкого уезда. Месторождение охры, используемой для окраски керамики, разрабатывалось в деревне Мудрово близ Лихославля. Известно, что гончар Михаил Шаланов из Ново-Застолбья покрывал глиняную посуду и детские игрушки природной глазурью, приготавливаемой из льняного жмыха и пустых коробочек льна. Эти изделия пользовались большим успехом. Другой гончар, А.М.Шилов из села Федово Вышневолоцкого уезда представил на московской выставке 19 образцов различной посуды.

История современного керамического производства в Лихославле начинается с 1953 года, когда на базе местного райпромкомбината было создано небольшое гончарное производство. В 1981 году на заводе вступил в строй новый керамический цех, который послужил основой для дальнейшего расширения производства. С августа 1990 года завод относится к предприятиям "Народные художественные промыслы России".
В ЗАО "Художественные промыслы" находятся практически все традиционные формы гончарного промысла Древней Твери, а также русская национальная керамика. Но вместе с тем веление времени заставляет художников, гончаров и формовщиков искать новые пластические формы, развивать их в рисунках. Они работают в поисках нового звучания традиционных видов сосудов, украшают их изображениями, связанными своим происхождением с Тверской землей.
Специфика лихославльской керамики определяется еще и тем, что Лихославль входит в район, где проживают карелы. Поэтому в изделиях и рисунках прослеживается слияние двух национальных культур: русской и карельской.
Творческий коллектив сравнительно молод, но уже активно начинает участвовать в выставках. Молодые художники находятся в постоянном поиске традиционных рисунков, связанных с совместным проживанием на данной территории русско-карельского населения. Они разыскивают и изучают работы старых мастеров, сидят в архивах, сами выдумывают новые формы, их орнамент и краски.

Полученные во время путешествий по деревням находки особенно ценны. Ведь многое из традиционных изделий, служивших для пользы и удобства человека, было безвозвратно утеряно. И рисунков, и форм не найти, не вернуть их в наш дом.

Создание красивой формы доступно не всем, для вытягивания требуется умение. По вышедшему из-под рук гончара изделию судят и о его мастерстве, и о его настроении: если это изделие "дышит", значит, мастер вложил частичку души в посудину.

Посуда завода всегда отличалась цветной ангобной росписью, орнамент которой присущ только Тверскому краю.

Лучший подарок – "става тверская"

Богатое историческое прошлое имеет предприятие "Тверской сувенир". Оно создано из артели художников в 1935 году. До настоящего времени сохраняет и поддерживает традиции тверских мастеров художественных промыслов. Основная продукция предприятия – сувениры из дерева на токарной основе с выжиганием контура рисунка и росписью. Это разнообразные матрешки, забавные, веселые фигурки сказочных персонажей, фигурки зверей и птиц.

Точеные деревянные сосуды, как показали раскопки, были известны в нынешней Тверской области еще в 10-12 веках. Вначале был примитивный лучковый станок, затем со шкивом и маховым колесом, работавший на конной тяге или от падающей воды (по принципу мельничного колеса). Затем все это вручную доводилось, превращаясь в удивительные по красоте изделия. В перечне подарков, с которыми Василий III отправлял в Константинополь боярина Василия Андреевича Коробова, находим "три ставы калужских, да три ставы тверских".
Славились древние тверские мастера изготовлением досок для выпечки печатных пряников, любимого лакомства на Руси. Один из иностранцев, Адам Олеарий, сделал в своем дневнике в 1633 году такую запись: "...позабавившись охотой, угощал нас царь под палаткой... пряниками, астраханским виноградом и вишневым вареньем". Коврижка сахарная большая с гербом государства Московского упоминается также среди 120 блюд праздничного пира во дворце царя Алексея Михайловича по случаю рождения наследника – будущего императора Петра Великого.
Высоко ценилось умение резчиков пряничных досок. В Оружейной палате есть тому свидетельство: "В 1667 году ноября 24 резного деревянного дела мастер Степан Зиновьев с товарищами 8 человек получили в награду по ведру вина, по полу осетру, по четверику круп овсяных для того, что делали они в Оружейной палате образцы деревянные лебединые, журавлиные, гусиные".

В последние десять лет художественные промыслы переживали нелегкие времена. Однако, обретая новый опыт хозяйствования, коллективы народных промыслов успешно преодолевают свои проблемы. 

В настоящее время по инициативе губернатора области Владимира Платова готовится постановление "О сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов". В проекте заложены жизненно важные для предприятий этой отрасли положения. Среди них – льготы по оплате за электроэнергию, железнодорожные перевозки, льготы по плате коммунальных услуг, аренды помещений.

Подписи:

1. Панно "Птицы". Авт.В.С.Дубинина. ОАО "Торжокские Золотошвеи".
2. Шкатулка "Полевые цветы" Авт.Н.С.Вохмянина. ОАО "Торжокские Золотошвеи". 
Шкатулка "Золотая осень". Авт.И.Б.Воронина. ОАО "Торжокские Золотошвеи".
Записная книжка "Букет". Авт.О.А.Бахилкина. ОАО "Торжокские Золотошвеи".
3. Керамические изделия лихославльских ганчаров.
4. Придерживаясь тверских традиций, орнаментальная роспись выполняется вручную кистью, грушей, белыми и цветными ангобами.
5. Изделия ОАО "Тверской сувенир".
6. Изделия ОАО "Тверской сувенир".
7. Сегодня ТОО "Тверские узоры" выпускает различные виды сувенирно-подарочных изделий.

 
. Поставить закладку Начало страницы Предыдущая страница
ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОАО «Золотое кольцо Руси»  ОБЯЗАТЕЛЬНА. ЭМБЛЕМА ОАО «Золотое кольцо Руси» ЯВЛЯЕТСЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ТОВАРНЫМ ЗНАКОМ.
ПИСЬМО ВЕБ-МАСТЕРУ   © 2002 ОАО «Золотое кольцо Руси»™